История платка | Тонкий мир паутинки






О нас

О платках

Статьи и публикации

Музей платка

Магазины

Вопрос-ответ

Помог ли Вам наш сайт приобрести нужное пуховое изделие?
да
нет

 
 

Поиск по сайту

Главная / О платках / История платка / Кто автор Оренбургского платка? / 

Казачьи станицы

Объяснение причин развития промысла именно в казачьих станицах, а не в крестьянских селах, мы находим в документе 1874 года. В отчете о состоянии Оренбургской губернии государственные чиновники пишут сле¬дующее: «.. .господствующее занятие местного сельского населения - земле¬делие — не оставляет времени для промысла и ремесел, успешное развитие которых может обуславливаться только постоянным в них совершенствова¬нием», а «.. .казаки, хотя и имеют наделы земли от 15 до 30 десятин, но она мало приносит им пользы, во-первых, по неумению ее обрабатывать, а во-вторых, вследствие обременения их службой».

Если мы обратимся к трудам исследователей, то выясним, что вязание было широко распространено именно среди русского населения.

В гпестидесятых-восьмидесятых годах XIX века в Оренбургском крае протекала исследовательская деятельность талантливого краеведа Р.Г. Иг¬натьева. В его рукописи «Этнографические очерки Оренбургского края» есть любопытные сведения, касающиеся обсуждаемого вопроса. Автор пи¬шет: «Вязанием занимается исключительно русское население губернии. У башкир и тептярей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не в употреблении — бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре».

В декоративно-прикладном искусстве башкир техника вязания не явля¬лась традиционной. Пуховязание же, по мнению С.А. Авижанской и дру¬гих авторов исследования «Декоративно-прикладное искусство башкир», появилось у них не ранее конца XIX—начала XX века.

При этом специалисты подчеркивают, что башкирские мастерицы переняли у русских не только технику пуховязания, но и узоры.

Не были знакомы с вязанием и некоторые другие тюркоязычные на¬роды, тесно связанные с Оренбуржьем. Например, известно, что казахи еще в начале XX века носили не вязаные, а суконные чулки.1 В Архивном фонде Оренбургского генерал-губернатора хранится письмо 1861 года, в котором от имени «некоторых султан» излагалась просьба направить во«Внутреннюю киргизскую Орду» мастериц-пуховниц с Оренбургской линии (в то время киргизами называли казахов). В письме указывалось, что две казачки станицы Красногорской уже изъявили желание поехать в Орду на несколько лет, чтобы «передать нам искусство свое», научить до¬бывать и обрабатывать козий пух и вязать из него перчатки и чулки, но «в особенности платки».18 Таким образом, имеются основания считать, что казахские женщины не владели секретами вязания — их учителями были русские вязальщицы.

Ряд ученых-этнографов утверждают, что и татары, и чуваши вязание заимствовали у русских.
В то же время в русских деревнях издавна существовали развитые вя¬зальные промыслы. Примером может служить деревня Пестяки Владимир¬ской губернии, где «во всякое время года можно видеть мужчин, женщин, стариков и старух, мальчиков и девочек, занятых шерстяным вязанием». Известно, что в Кинешемском уезде Костромской губернии вязанием но¬сков, варежек и перчаток занимались жители более 70 деревень. На землях Ярославской губернии в Ильинской волости Ростовского уезда был из-
вестный промысел вязания и т. д.

Все эти обстоятельства указывают на то, что знание технических при¬емов ручного вязания являлось прерогативой русского населения, прибыв¬шего в Оренбургский край из разных губерний России.

Подтверждением служат и названия узоров, которые являются одним из ценных источников выявления национальных корней оренбургского плат¬ка. Анализ собранного терминологического материала свидетельствует о том, что названия отдельных элементов композиции, орнаментальных фрагментов и единичных мотивов имеют аналоги в декоративно-приклад¬ном искусстве русского народа.

До сих пор все узоры платка носят русские имена. Это при том, что на промысле уже в XX веке появились замечательные династии татарских и башкирских мастериц, где вяжет уже третье поколение женщин. Однако каких-либо народных башкирских или татарских названий узоров в пуховязании не появилось.
 

Новости

19.02.2010 - Добавление новых адресов интернет-магазинов
На нашем сайте только достоверная информация об открытии новых интернет-магазинов продажи пуховых изделий.

19.01.2010 - Сегодня Праздник Крещение
Как наверное мечтали люди, окунувшиеся сегодня ночью в прорубь, оказаться в тепле...

07.01.2010 - С рождеством!!!!
Поздравляем Вас с Рождеством Христовым!!!!

31.12.2009 - С новым годом!!!
Поздравляем с наступающим новым годом!!!

15.12.2009 - В Оренбург пришла Зима
Спешите на последнюю распродажу в Оренубрге!!!

Все новости



специи оптом - Липецк . Предлагаем выгодно купить смесители grohe costa . Манипулятор, перевозка манипулятором. Аренда автомобиля манипулятора, перевозка доски.
История платка | Тонкий мир паутинки
Энциклопедия Оренбургского платка
Сайт работает на diafan.CMS
diafan.ru