Поиск по сайту
|
Главная / О платках / Тонкий мир паутинки / Левушкин узор / Мужское творчество
Вот оно, мужское творчество: взялся за женское ремесло — и не просто потеснил знаменитых желтинских мастериц, а внес свой вклад в копилку оренбургского узорочья, утвердил за собой право на один из красивейших ажурных мотивов.
За Ермолаем Степановичем Федоровым (1903—1938 гг.) также навсегда останется право быть автором самого большого платка, связанного на промысле в XX веке.
Он был регентом желтинской церкви. От природы имел безупречный музыкальный слух и хороший голос. Пел он замечательно. Это и сыграло в жизни Федорова роковую роль. Вообще, о Ермолае Степановиче вспоминают в Желтом с большим уважением. Он был представителем сельской интеллигенции и манерой разговаривать, держать себя и одеваться заставлял многих подражать ему. На церковное жалование прожить было трудно. Поэтому, как только в 1927 году в Желтом организовалась пухартель,
Федоровстал одним из первых ее членов. Вязанием он занимался днем, а утро и вечер проводил в церкви с хором. Ольга Александровна Федорова, племянница, по воспоминаниям своих родных рассказала о дяде следующее: «Он любил вязать в саду. У них за домом был яблоневый сад с ульями. Ер-молай Степанович сидит под весенним солнышком. Пчелы жужжат, птицы поют, яблоневый цвет кругом, а он как бы и не работает. Со стороны смотришь, а спицы в руках словно замерли, просто хорошо человеку на белом свете. Но нет, двигаются иглы, не так размашисто, как у всех, а только самые кончики, петельки у него уж больно маленькие, как бисеринки».
Такой «бисерный» платок на 1000 петель всем на удивление связал Ер-молай Степанович. Увезли «чудо» в Оренбург. Чьи плечи окутал платок, мы не знаем. Хотелось только, чтобы не жены того партийного работника, который так легко распорядился жизнью самого автора...
«Предложили дяде Ермолаю петь в хоре театра музыкальной комедии — не захотел он». Отказа поменять церковный хор на опереточный в 1930-е годы было достаточно для постановления тройки НКВД. Через год пришло родным из Кемерово, места заключения Е.С. Федорова, извещение о его смерти. В 1964 году семья получила справку, что дело в отноше-нии Е.С. Федорова пересмотрено и прекращено «за отсутствием события преступления». Так и написано - «события», потому что не только состава преступления, но и самого «события» не было, а талантливого человека в 35 лет не стало...
Мужскими руками связанный платок можно увидеть в Оренбургском музее изобразительных искусств. Связал его четырнадцатилетний мальчик из того же села Желтого, Роман Гумеров (1981 г. р.) - сын знаменитой вязальщицы Розы Сахабовны Гумеровой. Вязать начал только из-за того, что мама пыталась научить азам своего ремесла старшего сына. По примеру брата и восьмилетний Роман взял в руки спицы. Для старшего брата вязание осталось детским эпизодом, для младшего стало увлечением. Только не надо представлять его этаким чудаком со спицами. Роман — специалист в области электроники, хорошо разбирается в компьютерах. Вязание платка, по его словам, — «это система, логика и математический расчет».
И все-таки вязание платков — женское занятие, а примеры мужского мастерства, как исключение из правил, подтверждают эту истину. Они, как драгоценные бусины в цепи истории знаменитого, женщинами прославленного промысла, останутся одиночными, но яркими фактами. |
Новости
Все новости
организация промо-акций . Курсы парикмахеров pivot point. Обучение парикмахеров, парикмахерские курсы. . Тиснение, тиснение кожи. Тиснение на натуральной коже. |