Поиск по сайту
|
Главная / Статьи и публикации / Статьи Бушухиной И.В. Часть 4 / Декоративное оформление платка / Центральный узор
Развитие орнамента в круге разворачивается от центра («сердечка») к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов («прутиков» или «прутков»). «Прутками» в далеком прошлом называли вязальные спицы. По всей видимости, у оренбургских вязальщиц то, что вывязано на прутках, в данном случае — замкнутый орнаментальный ряд, и имеет имя «прутик» или «пруток».
Как правило, в круге может быть от одного до гнести прутиков. Чаще всего прутик отделяется от последующего полосой плотной вязки. Решение может быть построено на контрасте плотных и ажурных форм или на разности ритмических тем.
Этот же принцип разделения действует на всем декоративном поле платка. Полоса плотной вязки как карандашный контур отделяет одну часть композиции от другой, один узорный мотив от следующего, делая более ясной и определенной графику орнамента.
Именно соотношение плотных и ажурных форм и их контрастные сочетания являются изобразительным средством композиции орнамента в платке.
Ромбу как центральному модулю вторит цепочка ромбического узора в кайме. «Ромб» в кайме как единичная замкнутая форма называется «ягодкой». Диагоналям ромбов соответствуют диагональные линии внутри этих форм, а также контуры зубчатого края платка. Даже когда платок имеет сплошную середину, в большинстве случаев она представляет собой поле из цепочек ромбических клеток. То, что в орнаменте платка участвуют одни и те же фигуры, а их размер строго зависит от конструктивных частей платка, создает впечатление продуманной ритмичности орнаментальной композиции в целом. Благодаря разности ритмических тем в середине, в решетке и кайме усиливается декоративная выразительность строгого геометрического орнамента. Особым ритмом связаны между собой плотные и ажурные фрагменты вязаного полотна. Диагональные линии ромбических мотивов, зигзагов, орнаментальных рядов-прутиков, концентрически расходящихся от центра, придают композиции внутреннее движение. Но горизонтальные и вертикальные прямые линии как самой формы платка, так и его внутреннего членения на решетку и кайму успокаивают и уравновешивают композицию. Состояние покоя и равновесия рождается от строгой симметрии построения целого, к которому каждый раз стремятся вязальщицы.
|
Новости
Все новости
расстояние между городами . Продажа автомобилей Chevrolet - купить шевроле. . самара бузулук. . купить орбитрек |