Поиск по сайту
|
Главная / Статьи и публикации / Статьи Бушухиной И.В. Часть 4 / Декоративное оформление платка / Оренбургский ажурный платок
С чем мы сравниваем теплый пуховый платок-шаль? Серый мягкий пушок, стелющийся над плотными рядами петель, легко поддается движению вашей руки, стоит лишь провести ею по платку. Нежные серебристые ворсинки пуха напоминают нам ковыльные степи, которые осенью получают «свой особенный, самобытный, ни с чем не схожий чудный вид: выросшие во всю свою длину и вполне распустившиеся перлово-сизые волокна ковыля при легком дуновении ветерка уже колеблются и струятся мелкою, слегка серебристою зыбью, взору представляется необозримое пространство, все волнующееся и все как будто текущее в одну сторону».
Поэтическое описание оренбургской степи, сделанное СТ. Аксаковым, удивительно перекликается с оренбургским пуховым платком. Для вязальщиц это не просто метафора. Выбранные ими названия узорных элементов: «ковылюшки», «ковылюшечки», «змейки», «дождик» и «червонки-сердечки» — говорят о том, что без любви к своему краю оренбургский платок не вяжется.
В декоративном решении оренбургского ажурного платка можно выделить три классически отработанных типа орнаментальной композиции. Их наличие — результат коллективного искусства. Именно благодаря методу вариантного повтора типовой композиции изделия оренбургских мастериц отличаются стилистической ясностью и порядком. Отличие одного типа от другого связано с композиционной разработкой центрального поля — «середины». При различном орнаментальном решении середины в решетке и кайме изменений не происходит. Независимо от типа платка они сохраняют основные традиционные приемы декорирования, связанные с композиционной структурой произведения в целом.
Первый тип - «однокруговой платок», или платок с одним кругом. Середина платка представляет собой прямоугольник с ромбом («кругом») в центре. Углы ромба упираются в середины сторон прямоугольника. Образующиеся при этом треугольные формы в углах так и называются — «углы».
Второй тип - «пятикруговой платою), в середине которого имеется крестообразная фигура, состоящая из пяти ромбов («кругов») - одного центрального и четырех боковых. Одной из своих сторон каждый боковой ромб примыкает к центральному. Как правило, все круги равны между собой. Встречаются платки, у которых центральный круг больше или меньше боковых. Треугольники, образующиеся в углах пятикругового платка, называются «углами», а фигуры, образованные сторонами боковых кругов, - «угольниками».
Третий тип — платок со сплошной серединой. Его центральное поле заполнено рядами из одного или нескольких элементов. Вариаций в данном случае может быть множество — от ажурной сетки до цепочек отдельных мотивов, например «шашечек», «снежинок» и т. д.
Использование трех основных типов композиции ажурного платка, сложившихся в искусстве оренбургского промысла, играет большую роль. В первую очередь это возможность выбирать особые средства творческого решения в каждом отдельном случае. Во-вторых, это возможность проявления собственного отношения к искусству и традициям промысла. Их наличие дисциплинирует творчество вязальщиц, не ограничивая при этом индивидуальности. Наконец, это средство преодоления монотонности процесса вязания. |
Новости
Все новости
продвижение сайтов описание новости. . Амурский экспертный центр: оценка автомобиля. Экспертизы всех видов. . На сайте мозаика панно из мозаики да. |