Поиск по сайту
|
Главная / Статьи и публикации / Статьи Бушухиной И.В. Часть 4 / Декоративное оформление платка / Техника вязания
Сама техника вязания и мягкая, рыхлая фактура вязаного изделия вносят в строгий геометрический орнамент свои коррективы. Сухая линейность смягчается за счет естественной деформации вязаного полотна: элементы вытягиваются в длину и ширину, тем самым лишая композицию жесткой симметрии и излишней статичности. Многие узоры ажурной вязки имеют округлые, волнистые очертания, которые разбавляют рациональный схематизм геометрического орнамента. Вся композиция приобретает характер живого импровизационного эскиза, выполненного не по линейке, а набросанного рукой мастерицы в творческом вдохновении.
В оренбургских теплых пуховых платках декоративно оформляется кайма и обвязка. Вязальщицы говорят: «Вся красота теплого платка — в кайме».Кайма представляет собой трехчастную композицию из орнаментальных рядов — «прутиков». Центральный «прутик» традиционно выделяется. Он не только отличается шириной полосы, но и богаче орнаментируется, выполняя функцию доминанты. Его с обеих сторон поддерживают параллельно проходящие, совпадающие по декоративному решению «прутики». Они играют второстепенную, соподчиненную роль, подчеркивая центральный мотив.
В обвязке теплых платков выполняется «прутик», близкий по характеру декора основному «прутику» в кайме. Он может быть идентичным, но чаше фантазия мастериц подсказывает самостоятельное его решение, хотя оно и не выходит за рамки заданной темы. В данном случае происходит как бы «пересказ», в котором непременно будут небольшие отступления, но главное все же останется.
Таким образом, кайма и обвязка, составленные из четырех орнаментальных полос, представляют собой единое композиционное целое. Ритмически согласованные между собой «прутики», связанные ритмом геометрического орнамента, придают особую выразительность всему изделию. В нем так же, как в ажурном платке, большую роль играют разнообразный ритм и величина просветов ажурных узоров пухового вязания. Организованное обрамление платка зрительно воспринимается единой декоративной лентой каймы.
Чаще всего центральная часть теплого платка остается сплошным пуховым полем. Но в особых случаях ажурной вязкой выполняются углы. В результате в середине появляется четырехугольная фигура, тождественная «кругу» паутинки. Композиция теплого платка приближается к композиции ажурного однокругового платка. При этом центральная часть остается глухой, выполняя свою утилитарную функцию теплого изделия. В целом теплый платок верен изначальному художественному образу, заложенному первыми вязальщицами. Сохранение общих закономерностей построения узорной поверхности оренбургского пухового платка говорит об устойчивых и глубоко значимых традициях, доставшихся в наследство нашим современницам.
|
Новости
Все новости
Учет подарочных карт. Подарочные сертификаты на массаж - корпоративные подарки оптом. . дидо . виза в германию |