Поиск по сайту
|
Главная / Статьи и публикации / Статьи Бушухиной И.В. Часть 4 / Платочные узоры / Народные определения узоров
Достаточно посмотреть на узоры и услышать названия, чтобы по достоинству оценить наблюдательность и точность народных определений. Названия каждого узорного элемента даны по внешнему сходству с природнымиобразами и мотивами. Коллективное творчество объединило символы и названия в органичное целое. Эти узоры не сняты с рисунков рукодельных журналов, они возникли здесь - в степях, в станицах. Какая-нибудь казачка долгими зимними вечерами вплетала в эти узоры свою фантазию. Получилось у нее что-то похожее на следы кошки - назвала «кошачьи лапки», получилось похожее на ягоды — назвала «глухотинка» или «узорчатая ягода». Понравился узор соседкам — пересняли его, и пошли гулять по степям «кошачьи лапки» и «косые рядки».
Сочетания первичных одиночных элементов могут быть выполнены в виде «дорожек», «цепочек», «змеек», «пилок» («зубцов»). Из них можно составлять узорные фигуры: «шашки», «окошечки», «пряники», «печенье», «гармошки», «самоварчики». Один из узоров в этом ряду называется «корольки». Сегодня значение слова «королек» забыто.
Изначально им называли зерна бисера или шарики ювелирного производства для бус.146 Оренбургский узор «корольки» действительно напоминает легкое, нарядное «корольковое ожерелье» из маленьких круглых бусин, что вновь удивляет точностью народного названия.
Характер расположения фигур на фоне платка поясняется у мастериц словами «рассадные», то есть разбросанные, или «сплошные» (в случае, когда форма заполняется одним элементом или когда одним элементом заполняется фон).
Следующую, третью, группу узоров составляют сложные комбинации (мотивы), в которых используется несколько элементов или их сочетания: «бантики», «снежинки», «деревчики», «садики», «встречные пилки».
Таким образом, ажурный узор оренбургского платка разрабатывается по принципу последовательного усложнения: первичный элемент, затем комбинации из него и далее — создание сложных сочетаний (мотивов). Все это создает великое множество узорных рисунков ажурного оренбургского пуховязания, его богатый образный язык. Например, мотив «пилки» может быть выполнен из любого элемента первой группы, а «встречная пилка» — из двух элементов по выбору. По своему желанию мастерица могла поместить между «пилками» безузорные ромбики или ромбики с узорным центром. Вариантов для разработки мотива достаточно много, что позволяет всякий раз выбирать новый, какой подскажет творческая фантазия мастерицы. |
Новости
Все новости
|