Поиск по сайту
|
Главная / Статьи и публикации / Статьи Бушухиной И.В. Часть 1 / Дочки-матери / От сказок - к делу
Постепенно от сказок взрослые переходили к делу. Ребенок подрастал — значит, подрастал помощник, начинался период обучения.Народная мудрость и вековой опыт нашли наиболее рациональные этапы приобщения детей к традиционному родительскому ремеслу. Дети включались в работу с самого раннего возраста, помогая взрослым выбирать волос из пуха. Простейшая операция требовала от маленьких помощниц усидчивости и внимания, подготавливала к длительной и терпеливой работе. Затем им доверяли гребенку для прочеса пуха. Но сначала девочки перепускали овечью шерсть, как более дешевую.
Постепенно, получив основные навыки, они переходили к дорогому и нежному материалу — козьему пуху. Даже на этом, самом первом этапе детский труд обязательно поощрялся взрослыми. «В войну я маме пряла шерсть от ягнят, у них она мягкая. Вот я ее на гребенке начешу дня за два, за три веретено напряду. Она между делом кой-какой платишко свяжет и продаст, а мне с базара обязательно подарок привезет», — рассказывала А.П. Варавина (1930 г. р.), потомственная вязальщица села Длександров-ка Саракташского района.
Самое главное, что должны были усвоить будущие мастерицы, - то, что «пух ласку любит: чем тщательнее выберешь волос, чем лучше прочешешь его на гребне, тем нить будет тоньше, а платок ровнее».
Прядение пуховой пряжи, несмотря на нехитрое приспособление — веретено, - процесс достаточно сложный. Добиться тонкой ровной нити не каждой, даже опытной, вязальщице удается. Необходимы ловкость пальцев, чувство ритма и терпение. Недаром вязальщицы говорят, что прядение — это работа, а вязание — отдых. В семьях чаще пряли бабушки. Дети глядели, как в руках старших весело и быстро вертится веретено, и ощущение легкости и игры оказывало на них магическое воздействие. Прясть учились очень рано, но быстро понимали, что превращение пуха в нить — очень нелегкое дело. Однако тайны уже не существовало, и в дальнейшем жизненная необходимость самостоятельной работы заставляла девочек оттачивать мастерство прядильщицы, вспоминая бабушкины наставления.
Девочкам скорее хотелось перейти к вязанию, взять в руки спицы. Взрослые из осторожности оттягивали этот момент. «Но когда вся в работе — как уследишь?» — сетовала знаменитая Ф.Ш. Шафикова (1940 г. р.). У нее в семье дети начинали вязать в 7—8-летнем возрасте. Желтинская вязальщица В.Р. Масалимова (1965 г. р.) вспоминала: «Я, когда маленькая была, плакала — спицы просила, а их от меня прятали — боялись, что поранюсь. Но все-таки настояла на своем, желание вязать было очень сильным».Учили вязанию, как правило, не на образцах, а сразу вязали первый платок из недорогого материала, чаще из шерсти. Конкретное и посильное задание было в семье общепринятым методом обучения и воспитания. Учили настойчиво — вязальщицы рассказывали, как многое распускалось и перевязывалось, прежде чем мать похвалит работу. В многократном повторении вырабатывались навыки и ловкость рук, приобретались нужные рабочие качества: трудолюбие, прилежность, терпение и аккуратность. Ведь наряду с творческими моментами вязание платка - продолжительный, монотонный труд. |
Новости
Все новости
Стиральные машины ASKO: Стиральные машины Indesit. Где покупают стиральные машины? . отдых в бузулукском бору в интернет. . Антикризисное предложение - проектирование итп. . Необходимо квартира в самаре посуточно? С нашим агенством просто. |